Белорусы Москвы: BelMos.ru
Новость проекта от 18.01.2012
Адрес в Интернет: https://www.belmos.ru/news.php?id=142 


Пётр Машеров. Без грифа секретности

Честно признаюсь, пока читал эту довольно объёмистую (400 страниц) книгу о человеке, которого в своё время видел сам, не мог отделаться от ощущения радости и тревоги. Радости - от искреннего стремления автора быть объективным по отношению к своему герою. И тревоги - а хватит ли ему мужества оставаться объективным до конца, ведь речь идёт об одной из знаковых фигур эпохи, которую сейчас принято называть тоталитарной. К счастью, тревога оказалась напрасной.

«Пётр Машеров: Жизнь. Судьба. Память» - так называется исторический роман Славомира Антоновича, только что выпущенный издательством НО «Ассоциация «Лига содействия оборонным предприятиям». Это не первая книга известного белорусского писателя о человеке, оставившем ярчайший след в памяти своего народа. В частности, одна из его документальных повестей о первом секретаре ЦК Компартии Белоруссии Петре Мироновиче Машерове была опубликована издательством «Юнацтва» ещё в 1998 году. Нынешнее издание не только дополняет все предыдущие, но и открывает новые страницы непростой биографии героя. Основываясь на богатом историческом материале, подлинных документах, архивных источниках, многие из которых обнародуются впервые, автор повествует о жизни, деятельности и обстоятельствах трагической гибели одного из главных реформаторов Белоруссии прошлого века. Причём повествование ведётся большей частью от лица тех, кто был рядом с этим неординарным человеком, не укладывавшимся в стандартный образ партийного функционера советской эпохи, в разные периоды его жизни, что даёт читателю возможность увидеть личность героя во всех её проявлениях. Мы же в силу ограниченности газетной площади попытаемся обратиться хотя бы к некоторым малоизвестным или вовсе неизвестным широкому читателю эпизодам его биографии, приведённым в книге.

На первый взгляд может показаться, что ему просто везло в жизни: крестьянский парень поднялся до уровня самых образованных людей эпохи, стал лидером нации, дважды Героем - войны и труда. Но, присмотревшись поближе, видишь: перед нами человек драматической судьбы.

Он родился в феврале 1918-го в деревне Ширки Сенненского (бывшего Богушевского) уезда Витебской губернии в семье Мирона Васильевича и Дарьи Петровны Машеровых. Отец сгинул в застенках НКВД в 1938-м как «враг народа». Мать в 1942-м после зверских пыток расстреляли фашисты как подпольщицу. Когда началась война, Петру шёл двадцать четвёртый год. До этого он успел окончить Витебский пединститут и поработать преподавателем физики и математики в Россонской средней школе. Вехи же его боевого пути - комсорг истребительного батальона, руководитель коммунистического подполья, командир партизанского отряда, комиссар партизанской бригады, секретарь подпольного обкома комсомола. Был дважды ранен. В июле 1941-го в районе Пустошка Калининской области с группой добровольцев, отходившей вместе с отступающими бойцами Красной Армии, попал в плен, во время транспортировки пленных по железной дороге в Пруссию бежал.

Потом, когда в марте 1944-го Белорусский штаб партизанского движения с одобрения председателя совнаркома БССР Пантелеймона Пономаренко примет решение представить Петра Машерова (в то время комиссара партизанской бригады имени Константина Рокоссовского) к званию Героя Советского Союза, всё это аукнется. В штаб придёт сообщение о том, что отец будущего героя репрессирован, а сам он был в плену. Только после того как Пономаренко позвонил наркому госбезопасности Белоруссии Лаврентию Цанаве, дело удалось уладить. Звезду Героя Пётр Миронович получал в Москве, куда приехал вместе с женой Полиной Андреевной. Там ему сшили костюм, выдали шинель, гимнастёрку, галифе, сапоги и зарплату за всю войну - 18 тысяч рублей.

Спустя годы, уже работая секретарём ЦК КПБ, он поинтересовался в КГБ республики судьбой отца. Оттуда пришёл письменный ответ, в котором сообщалось, что постановление Особой тройки НКВД БССР от 28 декабря 1937 года в отношении Машерова Мирона Васильевича отменено, дело прекращено за отсутствием состава преступления и он реабилитирован.

Вполне закономерно, что главный герой книги встаёт перед нами как человек, воспитанный на идеалах советского времени. В то же время мы видим разностороннюю личность, олицетворяющую собой не только успехи, достижения, но и недостатки своей эпохи. Таким Машеров выглядит и будучи лидером комсомола Белоруссии, и будучи первым секретарём ЦК партии. Вместе с тем из воспоминаний множества разных людей, приведённых автором, видно, что это был руководитель, который сочетал в себе качества политика и хозяйственного деятеля, партийного лидера и истинного интеллигента, чем-то неуловимо напоминавшего, как заметил один из московских журналистов, артиста Олега Ефремова. Кстати история, связанная с этим журналистом, на мой взгляд, весьма показательна с точки зрения характеристики Петра Мироновича.

10 марта 1972 года в цехе футляров Минского радиозавода имени 50-летия БССР и Компартии Белоруссии произошла страшная авария, повлёкшая множество человеческих жертв. Через день все центральные газеты опубликовали сообщение об этом. Расследованием причин аварии занималась правительственная комиссия во главе с Маршалом Советского Союза Дмитрием Устиновым. Казалось бы, о такой трагедии невозможно было молчать. Однако все сообщения ограничивались несколькими скупыми строчками о факте взрыва. Уголовное же дело из 97 томов хранилось в тогдашнем Центральном государственном архиве имени Октябрьской революции в Москве под грифом «Секретно». Всё это только порождало слухи и подогревало интерес средств массовой информации к случившемуся. О том, что же мешало им опубликовать правдивый материал об аварии, мы и узнаем из книги.

В начале 1973 года специальный корреспондент «Литературной газеты» Александр Борин побывал в Минске, подготовил очерк «Взрыв». Материал был уже набран и свёрстан в газетной полосе. Однако в последний момент пришлось его снять, поскольку редакции не удалось получить разрешение на публикацию. О закулисных событиях, связанных с этим, автор рассказал через... 16 лет в статье «Почему не был опубликован очерк о трагедии в Минске». А дело было так. Когда очерк был написан, главный редактор «Литературки» Александр Чаковский сказал журналисту: «Напечатать это будет непросто. Надо заручиться поддержкой Машерова. Езжайте в Минск». Борин засомневался: «Если искать поддержку, то, наверное, не в Минске. Кто захочет выставлять напоказ свои беды?» «Нет, нет, - сказал Чаковский. - Именно Машеров. Езжайте».

Борин потом рассказывал: «Помню своё первое впечатление: небольшой кабинет, и за столом человек, чем-то неуловимо напоминающий артиста Олега Ефремова. Пётр Миронович спросил меня: «Какова цель вашей публикации?» - «Во-первых, рассеять слухи», - сказал я. - «А разве они ещё продолжаются?» - удивился он. - «В Москве продолжаются». - «А в Минске, по-моему, прекратились. Ну а во-вторых?»

- Нам кажется, - сказал я, - что из минской трагедии необходимо извлечь уроки, а для этого люди должны знать все подробности.

Я положил на стол свёрстанную газетную полосу и спросил, когда можно зайти.

- Зачем же? - сказал Машеров. - Я прочитаю сейчас, при вас.

Читал он медленно. Время от времени прерывал чтение и говорил о том, какой это бич - непрофессионализм, самообман, стремление всё видеть в розовых красках и как дорого мы за это платим.

- Кстати, - добавил он, - сегодня под Минском сгорел ещё один заводской цех.

- Есть жертвы? - интересуюсь я.

- Да, несколько человек.

Прочитав полосу, он задумался, а потом вдруг заявляет:

- Мне кажется, есть смысл напечатать статью...

- Могу ли я сейчас позвонить Чаковскому? - я, конечно, доволен таким поворотом дел.

- Да, пожалуйста. Помощник вас соединит, - ответил Машеров, несколько нахмурив брови.

Из приёмной по прямой линии ВЧ я связался с главным редактором и сообщил ему, что Машеров материал одобрил, всё в порядке, можно печатать. Чаковский выслушал меня и говорит:

- Подождите, трубку возьмёт Сырокомский (первый заместитель главного редактора).

- Слушай меня внимательно, - голос Сырокомского строг. - Наверху большое сопротивление материалу.

- Но, Виталий, Машеров же сказал...

- Слушай внимательно. Попроси Петра Мироновича сообщить своё мнение секретарю ЦК Устинову. Ты понял?

Я положил трубку и объяснил помощнику Машерова, что мне необходимо снова зайти к Петру Мироновичу.

- Хорошо, я сообщу Дмитрию Фёдоровичу о своих соображениях, - ответил Машеров, когда выслушал меня, и стрельнул в пространство жёсткими глазами».

Вернувшись в Москву, Борин каждый день интересовался у Чаковского судьбой материала. «Пробиваем», - отвечал главный редактор. Однако «пробить» очерк так и не удалось.

Оказалось, газетная полоса каким-то образом попала к руководителям бывшего министерства радиопромышленности, и они просигнализировали в «верха» о том, что «Литературная газета» собирается опубликовать «антисоветский материал».

Прежние руководители министерства, которые подписывались под «преступным проектом», заставляли подписываться членов государственной комиссии под актом приёмки в эксплуатацию незавершённого промышленного объекта, категорически сопротивлялись остановке запущенного цеха, в котором концентрация взрывоопасной пыли превышала в тот день санитарные нормы в 13 (!) раз. И тем самым предопределили его трагическую судьбу. Естественно, больше всего они боялись гласности...

И ещё. На каком бы посту ни был Машеров, тема войны, памяти о героическом прошлом занимала его на протяжении всей жизни. Однажды во время похода в лес за грибами он с женой и дочерью оказался на месте сожжённой деревни. В 1969 году здесь будет открыт Хатынский мемориал, посвящённый жертвам фашизма, подобного которому нет в мире.

Или взять, к примеру, создание величественного Кургана Славы неподалёку от Минска. Это по его предложению была сделана лестница, по которой люди поднимаются к самой его вершине. Авторы проекта пытались возражать: мол, построить такую лестницу невозможно. Но Пётр Миронович, собственноручно сделав необходимые расчёты, убедил их в обратном. Перед авторами же проекта он поставил задачу: Курган Славы должен быть выше кургана при Ватерлоо, в нём не должно быть повторений традиционных памятников, уже густо населявших города и сёла Белоруссии. Таким его видим мы сегодня. Таким его видел и он, проезжая мимо в день своей трагической гибели.

Это случилось 4 октября 1980 года на 659-м километре автомагистрали Москва - Брест. «Чайка» ГАЗ-13, в которой находился Машеров, столкнулась с автомобилем, гружённым картофелем. Пётр Миронович погиб на месте. Вокруг катастрофы было немало слухов и домыслов. А кто-то и сейчас считает её спланированной диверсией, «политическим убийством», хотя следствием давно уже все точки расставлены: замечательный сын белорусской земли Пётр Миронович Машеров погиб при роковом стечении целого ряда обстоятельств, в том числе обусловленных так называемым человеческим фактором.

Обо всём этом вы узнаете, прочитав книгу «Пётр Машеров: Жизнь. Судьба. Память». Издание хорошо иллюстрировано и, несомненно, будет интересно широкому читателю. Примечательно и то, что деятельное участие в её издании приняли члены совета Региональной национально-культурной автономии «Белорусы Москвы», созданной в октябре 1999 года. Она объединяет более 50 тысяч этнических белорусов, проживающих в столице России. Среди приоритетных направлений организации - содействие взаимовыгодному экономическому сотрудничеству Москвы с Республикой Беларусь, информационно-пропагандистская, культурно-просветительская работа, популяризация культурного наследия, декоративно-прикладного искусства, традиций белорусского народа. Как рассказал председатель совета РНК «Белорусы Москвы» заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат премии Правительства РФ в области образования, доктор психологических наук, профессор Сергей Кандыбович, более двух тысяч экземпляров книги уже отправлены в Белоруссию и сейчас идёт работа над вторым томом исторического романа о Машерове.





Распечатано с сайта "Белорусы Москвы": BelMos.ru